Итак для начала карандаш и тушь.
Вот наиболее, на мой взгляд, удачные примеры того, как рисуется дым сигаретный и дым вообще.
Главное помнить, что дым не рисуется облачками и пружинками, он на самом деле не такой. Особенно хорошо он передается долгим штрихом и разного рода растушевкой, в том числе и влажной.
Штрих соответственно не должен быть полностью прямым (гды вы видели прямой дым?))), ну а растушевку можно сделать пальцем (лучше сухим) или ватой, или спонжем (если карандаш достаточно мягкий или вообще акварельный, то можно и вату, и спонж слегка намочить.)
Когда наносится дым поверх какого-то другого рисунка, то стоит помнить, что при растушевке пострадает и основной массив, если только в остнове не лежит хорошо просушенная тушь, а растушевка не сухая. Но беспокоится особо не стоит, хотя бы потому, что сквозь дым вообще видно не четко.
Теперь об акварели. Намеренно выбрал именно эту картинку. Нравится она мне тем, что дым на ней очень четко выражен по стилю и изображению.
Дым здесь сделан глубоким, тонким, густым мазком и ограничен жестким контуром. В исполнении это гораздо проще, чем остальные техники.
Ко второй технике иллюстрацию не прикладываю, потому что сам ею практически не пользуюсь, а потому не имею базы на которую ориентируюсь. Техника сложна тем, что на уже просушенную акварель широким, влажным и легким (очень влажным, очень широким и очень легким) мазком наносят «дым». Главное смотреть, чтобы дым не потек, а вместе с ним не потекла и основа, потому рекомендую писать на горизонтальной поверхности и пользоваться мягкой синтетической губкой (для снятия лишней жидкости и краски и подсушивания). Опять же важно помнить, что при использования этой техники, «нижний контур» врядли останется четким, потому, если не хотите его «перекрыть» стоит наносить его более густо, чем на всей остальной работе.
Вот пожалуй и все.